ГандзасарМонастырь Армянской Апостольской ЦерквиНагорно-Карабахская Республика
GANDZASAR: Diocese of Artsakh of the Armenian Apostolic ChurchГандзасар.ру - главная страницаО проекте Гандзасар.руКонтакты - Гандзасар.руГандзасар.ру - карта сайта

Арцахская Епархия Армянской Апостольской Церкви

Монастырь Гандзасар относится к Арцахской Епархии Армянской Апостольской Церкви (Հայ Առաքելական Եկեղեցի), которая является самым восточным историческим территориальным звеном Церкви.

В 301 году Армения стала первым государством в мире, которое официально объявило христианство своей государственной религией. Следом за Арменией христианство приняла Грузия, а затем в 361 году Византийская Империя. В 301 году глава Армянской Церкви, Святой Григорий Просветитель, обратил в христианство царя Армении Трдата III. Согласно церковным источникам, Святой Григорий был заключен в тюрьму на 13 лет по приказу царя Трдата. Все это время он жил в тюремной яме называемой Хор Вирап (Խոր Վիրաբ, “Глубокий Колодец” по-армянски). После того, как царь Трдат тяжело заболел, Святому Григорию, обладавшему способностями целителя, удалось излечить царя, что и послужило началом уверования Трдата III в Христа и его последующего крещения Св. Григорием. [1]

Армянская Апостольская Церковь существовала с первых дней апостольского миссионерства, и являетя одной из самых древних постоянно действующих организаций. Христианскую веру начали проповедовать в Армении два апостола Иисуса Христа: Святой Варфоломей и Святой Фаддей.

Армянская Апостольская Церковь является также самой древней национальной христианской церковью в мире. В 451 г. церковь отвергла решения экуменического Собора в Халкедоне, а в 554 г., во время церковного собора в армянском городе Двине, Армянская Апостольская Церковь официально расторгла отношения с Вселенской Церковью.

Христианство в Армении окончательно утвердилось после перевода Библии на армянский язык в 406 г. Св. Месропом Маштоцем — армянским богословом и ученым-лингвистом, который изобрел армянский и грузинский алфавиты, и около 410 г. открыл первую армянскую школу в Монастыре Амарас, на территории современного Нагорного Карабаха.

Христианство в восточных провинциях Армении

В отличие от большинства других епархий Армянской Апостольской Церкви, Арцахская Епархии имеет уходящую вглубь веков традицию автономии в пределах церкви. Отчасти, это происходит вследствие того, что Арцах и соседняя область Утик, известные вместе как Восточный Край Армении (Կողմանք Արևելից Հայոց), имели более длинную историю самоуправления, чем большинство других областей страны. Традиция автономии Арцахской Епархии подобна другим полуавтономным епархальным единицам церкви: Католикосатом Киликии (основан в 1058 г.), Католикосатом Ахтамара (основан в 1113 г.), Митрополия Сюника (основана в 1286 г.), Патриархатом Иерусалима (основан в 1307 г.) и Патриархатом Константинополя (основан в 1461 г.).[2]

Согласно легенде, христианство в Арцахе стало официальной религией со дня крещения Св. Григорием Просветителем местного армянского монарха Урнайра (арм. Ուռնայր), которое состоялось вскоре после крещения армянского царя Армении Трдата III. По сведениям Мовсеса Каганкатваци, армянского историка провинций Арцах и Утик и автора труда «История Страны Агванк» (арм.: Պատմություն Աղվանից Աշխարհի), Св. Григорий назвал своим приемником Товмаса из Саталы и рукоположил его в епископы. [3]

Приблизительно в 330-ом году, Григорис (внук Св. Григория) был назначен епископом Княжества Агванк — восточно-армянского государства, которое включало в себя провинцию Армении Арцах (на большей части которой располагается современная Нагорно-Карабахская Республика). В 338-ом году Григорис был убит язычниками во время распрострения христианства в Стране Массагетов (современный Дагестан, Северный Кавказ). Останки Григориса были возвращены его учениками в Арцах и захоронены в мавзолее Монастыря Амарас — одном из самых древних памятников Нагорного Карабаха и всего христианского мира.

Согласно армянской традиции, около 410 г. в Монастыре Амарас существовала первая школа, где обучали армянскому алфавиту, созданному Св. Месропом Маштоцем. [4] Святой Месроп был одним из самых активных проповедников Евангелия в Арцахе и Утике. В «Истории Страны Агванк» Святому Месропу посвящены четыре отдельные главы, где его называют просветителем, благовестником и святым. В целом, Святой Месроп трижды отправлялся на восток Армении, где он посещал не только армянские провинции Арцах и Утик, но также языческие земли, лежащие севернее от реки Куры, у предгорий Большого Кавказа.

Подъём и становление Святого Престола Гандзасара

Преобразование Монастыря Гандзасар в центр христианства в восточных областях Армении было связано с усилением Хаченского Княжества в 13-ом веке, в период правления Великого Князя Асана Джалала Вахтангяна.

Начиная с 14-го века и до 1836 года, в Монастыре Гандзасар размещалось восточное подразделение Армянской Апостольской Церкви, известное как Святой Престол Гандзасара. Гандзасар управлял не только приходами армянских провинций Арцах и Утик, но также и общинами, которые были расположены к востоку от исторической границы Армении, проходящей вдоль реки Куры, и включали в себя регион Каспийского Моря и Большого Кавказа.

Арцахская Епархия в девятнадцатом веке

В 1805 году армянские провинции Арцах и Утик были отвоеваны Российской Империей у Персии. В 1815-ом году, по ходатайству Верховного Престола Св. Эчмиадзина Армянской Апостольской Церкви, статус Святого Престола Гандзасара был понижен в чине от Католикосата до Митрополитства. Арцахская Епархия в своем современном виде была сформирована в 1836-ом году, после ликвидации Гандзасарского Митрополитства. К этому времени Верховный Престол Св. Эчмиадзина уже напрямую контролировал все приходы бывшего Святого Престола Гандзасара.

В начале 1857 года Арцахская Епархия была разделена на две части: Епархия Карабаха и Епархия Шемахи. Викариат Гандзака, который относился к консистории Тифлиса Армянской Апостольской Церкви (Грузия), контролировал провинцию Утик и район Гардман, расположенные к югу от г. Гандзак (современный г. Гянджа в Азербайджане).

В 1913 году Епархия Карабаха имела 222 функционирующих церкви и монастыря, 188 священнослужителей и 206 тысяч прихожан живущих в 224 армянских населенных пунктах.

Арцахская Епархия после Октябрьской Революции 1917-го года

После Октябрьской Революции 1917-го года, несмотря на многочисленные ожесточенные протесты армянского народа Нагорного Карабаха, российские большевики отделили Нагорный Карабах от Армении и присоединили его к Азербайджану. В результате, армянское христианство в Нагорном Карабахе попало под двойной гнет — как со стороны советской власти большевиков-атеистов, так и со стороны азербайджанских националистов из Баку. Все армянские церкви в Нагорном Карабахе были вскоре закрыты. В конечном счете, многие из них пришли в упадок или были разрушены группами азербайджанцев, направляемых из Баку с целью ликвидации армянского исторического наследия Арцаха. Епархия Карабаха была ликвидирована в 1930 году. Многие армянские священники из Карабаха были сосланы в Сибирь, а некоторые были убиты прямо в церквях и монастырях, часто во время церковной службы.

После репрессий со стороны советских властей и азербайджанских националистов, Нагорно-Карабахская Автономная Область стала единственной советской национально-территориальной единицей, где не было ни одной функционирующей церкви, несмотря на то, что более 90 процентов ее населения были христианами. Напротив, у небольшого мусульманского меньшинства Нагорного Карабаха было в распоряжении две функционирующих мечети в городе Шуши, плюс одна мечеть в городе Агдам, рядом с административной границей Нагорно-Карабахской Автономной Области.

Несмотря на тяжелые времена, некоторые армянские священнослужители из Нагорного Карабаха пережили преследования и даже заняли высокие посты в иерархии Армянской Апостольской Церкви. Самым выдающимся из них был, несомненно, Католикос Гарегин I Овсепян (1867-1952). Гарегин Овсепян родился в поселке Магавуз, на территории бывшего арцахского/карабахского княжества Джраберд. С крестом в руке и молитвой на устах, Отец Гарегин вдохновлял народных ополченцев во время сражения армянских войск против турецких интервентов при Сардарапате (25 мая 1918 г.), и позже получил известность как историк искусства. В годы советской власти он вместе с великим зодчим Александром Таманяном участвовал в создании комитета охраны исторических памятников Армении. В 1925 г. Гарегин Овсепян был рукоположен архиепископом и назначен духовным предводителем армян Крыма и Новой Нахичевани. В 1930-е годы, Хорен I Мурадбегян, Католикос Всех Армян, стремясь спасти выдающегося ученого-священнослужителя от сталинских репрессий, назначил его предводителем Американской Епархии и сумел переправить его за границу — в США (самого же Католикоса Хорена I вскоре убивают по приказу Л. Берия). После долгих лет проведенных в эмиграции и служения в приходах армянской диаспоры, в 1947 г. Гарегин Овсепян был избран Католикосом Святого Престола Киликии, вследствие чего стал вторым по степени важности иерархом Армянской Апостольской Церкви.

Арцахская Епархия в наши дни

Одной из целей начавшегося в 1988-ом году Карабахского национально-освободительного движения было возрождение христианской веры и восстановление древних армянских церквей и монастырей в Нагорном Карабахе. В 1989 году, под давлением Еревана, Нагорного Карабаха и зарубежных армянских общин, Кремль разрешил возвратить монастыри Гандзасар и Амарас Армянской Апостольской Церкви. После десятилетий безрезультатных петиций, Церковь получила, наконец, возможность восстановить Арцахскую Епархию и направить в Нагорный Карабах священнослужителей.

В 1991 году Арцахская Епархия основала в Ереване теологический центр «Гандзасар», чья деятельность направлена на развитие религиозной мысли и ознакомление общественности со святым Евангелием. Центр издал более 60 книг и имеет собственную радиостанцию и вебсайт.

Начиная с 1997 года, по инициативе Арцахской Епархии, в среднееобразовательных школах Нагорного Карабаха стали преподавать курсы «История Религии» и «Слово Божие».

Официальная резиденция Арцахской Епархии находится в Монастыре Гандзасар, однако админстративные службы Епархии располагаются в городе Шуши, недалеко от Собора Всеспасителя «Газанчецоц». Шуши является исторической и культурной столицей республики и вторым по величине городом Нагорно-Карабахской Республики.

Епархия возглавляется архиепископом Армянской Апостольской Церкви и имеет в своем подчинении около 30 церквей и монастырей в Нагорном Карабахе. Помимо Монастыря Гандзасар в их число входят шедевры армянской архитектуры и исторические памятники мирового значения: Монастырь Амарас (4-й век), Монастырь Цицернаванк (4-6 века), Монастырь Дадиванк (1214-1237), Монастырь Гтичаванк (1241-1246) и Собор Всеспасителя «Газанчецоц» в г. Шуши (1868-1888).

Реакция Баку на возрождение христианства в Нагорном Карабахе

Реакция Азербайджана на возрождение христианства в Нагорном Карабахе была резкой, однозначной и бескомпромиссной. Для того чтобы наказать армян за стремление к свободе, включая стремление к возможности исповедовать христианскую веру, правительство Азербайджана начало необъявленную войну против народа Нагорного Карабаха. Для военных действий азербайджанское правительство использовал не только свои собственные вооруженные силы, но также и турецких инструкторов, чеченских и украинских наемников, и до 1500 афганских моджахедов. Азербайджан также привлек к делу и исламских террористов из Ближнего Востока, которые через несколько лет после участия в военных действиях в Нагорном Карабахе составили костяк Аль-Каиды и организовали теракты в Кении, Танзании и Нью-Йорке.

Строения Монастыря Гандзасар пострадали в период с 1991-го по 1994-ый г., когда велись военные действия. Периодические обстрелы монастыря азербайджанцами были нацелены на уничтожение Гандзасара, как символа армянского исторического наследия и духовной жизни. Самая крупная атака на монастырь была совершена 20-го января 1993 года, когда ракета, запущенная азербайджанским военным самолетом-штурмовиком, разрушила здание старой семинарии и стену монастыря. Шрапнель оставила глубокие борозды в нижней части северной стены собора Святого Иоанна Крестителя. Однако возмездие не заставило себя долго ждать. Является символичным, что армянские отряды самообороны остановили азербайджанское наступление 1992-го года именно под Гандзасаром, и, получив блогословление на победу звоном колоколов Собора Иоанна Крестителя, отбросили оккупантов за пределы Арцаха.

Архиепископ Паргев, глава Арцахской Епархии

Его Высокопреосвященство Архиепископ Паргев (Мартиросян), глава Арцахской епархии Армянской Апостолькой Церкви, в своей резиденции в монастыре Гандзасар.
Его Высокопреосвященство Архиепископ Паргев (Мартиросян), глава Арцахской епархии Армянской Апостолькой Церкви, в своей резиденции в монастыре Гандзасар.

С начала 1989 года Арцахская Епархия возглавляется Архиепископом Паргевом (Мартиросяном).

Архиепископ Паргев, в миру Гурген Мартиросян, родился в городе Сумгаите Азербайджанской ССР. Его семья происходит из знаменитого исторического селения Чардахлы на севере Страны Арцахской, в котором родились талантливые советские военные полководцы: Маршал Советского Союза Иван Х. Баграмян и Главный Маршал Бронетанковых Войск СССР Амазасп Х. Бабаджанян. Двенадцать уроженцев селения стали генералами, семь — Героями Советского Союза.

В 1971 году Гурген Мартиросян окончил ереванскую математическую школу. С 1971 по 1976 год он учился в Ереванском политехническом институте и в Институте иностранных языков им. Брюсова. В 1980 году Гурген поступил в семинарию Св. Эчмиадзина, и был рукоположен в сан дьякона в 1983 году, приняв духовное имя Паргев (что в переводе с армянского означает «Дар Божий»). После окончания семинарии в 1984 году, отец Паргев трудился в Казначействе Верховного Престола Св. Эчмиадзина. В 1985 году он принял постриг, и был послан учиться в Ленинградскую Теологическую Академию.

В 1986 году Отец Паргев возвратился в Армению и, после его посвящения в архимандриты (вардапет; арм: վարդապետ), был назначен главным академическим наставником Семинарии Св. Эчмиадзина. В 1987, году Отец Паргев защитил степень доктора богословия в Ленинградской Теологической Академии. В том же самом году он был назначен настоятелем исторического Храма Св. Девы Рипсимэ в Эчмиадзине (построен в 618 г.).

В ноябре 1988 года, Отец Паргев был возведен в сан епископа, а в июне 1999-го года — архиепископа Армянской Апостольской Церкви. Архиепископ Паргев является автором трех книг и многочисленных статей.

Архиепископ Паргев хорошо известен в кругу международных защитников прав человека. Кэролайн Кокс (баронесса Куинсбери; англ: Baroness Caroline Cox of Queensbury) — член британской Палаты Лордов и всемирно известная подвижница международного христианского гуманитарного движения, знакома с Архиепископ Паргевом с начала 1990-ых. Начиная с 1991-го года, леди Кокс активно занималась вопросом международного признания прав народа Нагорного Карабаха и возрождения христианства в бывшем СССР. Баронесса Кокс рассказывает об Архиепископе Паргеве в своей книге «Книга Современных Святых и Мучеников», изданной в Лондоне в 2006 г.

Баронесса Кокс пишет:

«Во время моего второго посещения [Нагорного Карабаха] в январе 1992 года, я была в Степанакерте в то время, когда на дом епископа была сброшена мощная бомба. В это время он находился в кровати, которая являлась, пожалуй, единственным местом, где можно было согреться при отсутствии электричества и температуре воздуха минус 20 градусов. Как только начался обстрел, он немедленно встал и начал молиться. Буквально через минуту снаряд попал в дом, и большая бетонная плита упала прямо на кровать, где он спал. Это тот редкий случай, когда жизнь человека была в буквальном смысле этого слова спасена молитвой! Епископ Паргев Мартиросян, предводитель Арцахской Епархии Армянской Апостольской Церкви, является человеком высокого интеллекта, глубины знаний, человеколюбия и сильной веры. … Когда я посетила епископа в его разрушенном доме, я спросила, с каким посланием к своим братьям христианам и ко всему миру мог бы он обратиться. Он ответил: “Наша нация вновь обретает свою веру [после 70-ти лет коммунистического строя]; люди молятся в церквах, в подвалах, и на поле боя, защищая свою жизнь и жизнь близких им людей. Грешат не только те, кто творит зло и преступления, но и те, кто позволяет себе оставаться сторонним наблюдателем. Да будут благословлены миротворцы, ибо будут названы они сынами Божьими. Мы не ненавидим, мы верим в Бога. И если мы хотим победы Бога над злом, мы должны любить. Даже если демонические силы не дремлют не только в этом конфликте, но и в других частях мира, мы все равно должны любить, мы должны любить всегда.» (Источник: Butcher, Catherine. Cox'sBookofModernSaintsandMartyrs. Continuum International Publishing Group, 2006, стр. 100-101)

Отец Тер-Ованнес Ованнисян

Настоятелем Mонастыря Гандзасар является отец Тер-Ованнес Ованнисян. Тер-Ованнес является уроженцем Нагорного Карабаха, он родился в историческом поселке Ванк, который расположен у подножия горы Гандзасара (“ванк” в переводе с армянского означает “монастырь”). Тер-Ованнес активно участвовал в защите монастыря во время войны за независимость. Отцу Тер-Ованнесу помогает отец Тер-Григорис.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Патриархи Агванка и Святого Престола Гандзасара Армянской Апостольской Церкви

  • Абас (551-595) (арм. Աբաս)
  • Виро (595-629) (арм. Վիրո)
  • Закария (629-644) (арм.: Զաքարիա)
  • Ованнес (644-671) (арм. Հովհաննես)
  • Ухтанес (671-683) (арм. Ուխտանես)
  • Егиазар (683-689) (арм. Եղիազար)
  • Нерсес (689-706) (арм. Ներսես)
  • Симеон (706-707) (арм. Սիմեոն)
  • Микаэл (707-744) (арм. Միքաել)
  • Анастас (744-748) (арм. Անաստաս)
  • Овсеп (748-765) (арм. Հովսեփ)
  • Давит (765-769) (арм. Դավիթ)
  • Давит (769-778) (арм. Դավիթ)
  • Маттэ (778-779) (арм. Մատթե)
  • Мовсес (779-781) (арм. Մովսես)
  • Аарон (781-784) (арм. Ահարոն)
  • Согомон (784) (арм. Սողոմոն)
  • Теодорос (784-788) (арм. Թեոդորոս)
  • Согомон (788-789) (арм. Սողոմոն)
  • Ованнес (799-824) (арм. Հովհաննես)
  • Мовсес (824) (арм. Մովսես)
  • Давит (824-852) (арм. Դավիթ)
  • Овсеп (852-877) (арм. Հովսեփ)
  • Самуэл (877-894) (арм. Սամուել)
  • Овнан (894-902) (арм. Հովնան)
  • Симеон (902-923) (арм. Սիմեոն)
  • Давит (923-929) (арм. Դավիթ)
  • Саак (929-947) (арм. Սահակ)
  • Гагик (947-958) (арм. Գագիկ)
  • Давит (958-965) (арм. Դավիթ)
  • Давит (965-971) (арм. Դավիթ)
  • Петрос (971-987) (арм. Պետրոս)
  • Мовсес (987-993) (арм. Մովսես)
  • Маркос, Овсеп, Маркос, Степанос (ок. 993 по 1079) (арм. Մարկոս, Հովսեփ, Մարկոս)
  • Ованнес (1079-1121) (арм. Հովհաննես)
  • Степанос (1129-1131) (арм. Ստեփանոս)
  • Григор (ок. 1139) (арм. Գրիգոր)
  • Бежген (ок. 1140) (арм. Բեժգեն)
  • Нерсес (1149-1155) (арм. Ներսես)
  • Степанос (1155-1195) (арм. Ստեփանոս)
  • Ованнес (1195-1235) (арм. Հովհաննես)
  • Нерсес (1235-1262) (арм. Ներսես)
  • Степанос (1262-1323) (арм. Ստեփանոս)
  • Сукиас и Петрос (ок. 1323-1331) (арм. Սուքիաս, Պետրոս)
  • Закариа (ок. 1331) (арм. Զաքարիա)
  • Давит (арм. Դավիթ)
  • Карапет (1402-1420) (арм. Կարապետ)
  • Ованнес (1426-1428) (арм. Հովհաննես)
  • Маттэос (ок.1426-1428) (арм. Մաթեոս)
  • Атанас, Григор и Ованнес (1441-1470) (арм. Աթանաս, Գրիգոր, Հովհաննես)
  • Азариа (арм. Ազարիա)
  • Товмас (ок. 1471) (арм. Թովմաս)
  • Аристакес (арм. Արիստակես)
  • Степанос (ок. 1476) (арм. Ստեփանոս)
  • Нерсес (ок. 1476) (арм. Ներսես)
  • Шмавон (ок. 1481) (арм. Շմավոն)
  • Аракел (1481-1497) (арм. Առաքել)
  • Маттэос (ок. 1488) (арм. Մաթեոս)
  • Аристакес (1515-1516) (арм. Արիստակես)
  • Саргис (ок. 1554) (арм. Սարգիս)
  • Григор (1559-1574) (арм. Գրիգոր)
  • Петрос (1571) (арм. Պետրոս)
  • Давит (1573) (арм. Դավիթ)
  • Некто “Пилиппос Тумеци” (арм. Փիլիփոս Տումեցի)
  • Ованнес (1574-1584) (арм. Հովհաննես)
  • Давит (1584) (арм. Դավիթ)
  • Анастас (1585) (арм. Անաստաս)
  • Шмавон (1586-1611) (арм. Շմավոն)
  • Аристакес Колатакеци (1588) (арм. Արիստակես Քոլատակեցի)
  • Меликсет Арашеци (1593) (арм. Մելիքսեթ Արաշեցի)
  • Симеон (1616) (арм. Սիմեոն)
  • Петрос Хандзкеци (1653-1675) (арм. Պետրոս Խանձկեցի)
  • Еремия Асан-Джалалян (1676-1700) (арм. Երեմիա Հասան-Ջալալյան)
  • Есаи Асан-Джалалян (1702-1728) (арм. Եսայի Հասան-Ջալալյան)
  • Ованнес Гандзасареци (1763-1786) (арм. Հովհաննես Գանձասարեցի)
  • Саргис Гандзасареци (1810-1828) (арм. Սարգիս Գանձասարեցի)

[1] Hovannisian, Richard (ed.). The Armenian People From Ancient to Modern Times, Volume I: The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century. Palgrave Macmillan, 2004, глава: Christianity in Armenia

[2] Walker, Christopher J. Armenia and Karabagh: The Struggle for Unity. Minority Rights Group Publications, 1991, p. 13. См также: Hewsen, Robert H. Armenia: a Historical Atlas. Chicago, IL: University of Chicago Press, 2001, стр. 118-119

[3] Мовсэс Каланкатуаци. ИсторияСтраныАлуанк. Перевод с древнеармянского Ш. В. Смбатяна. Ереван: Матенадаран, 1984, стр. 74

[4] Viviano, Frank. “The Rebirth of Armenia,” National Geographic Magazine. Март 2004