ГандзасарМонастырь Армянской Апостольской ЦерквиНагорно-Карабахская Республика
Holy See of Gandzasar of the Armenian Apostolic ChurchГандзасар.ру - главная страницаО проекте Гандзасар.руКонтакты - Гандзасар.руГандзасар.ру - карта сайта

Святой Престол Гандзасара

Его Высокопреосвященство Паргев (Мартиросян), Архиепископ Арцахский.
Его Высокопреосвященство Паргев (Мартиросян), Архиепископ Арцахский, с резиденцией в монастыре Гандзасар.

Монастырь Гандзасар находится в Мардакертском районе Нагорно-Карабахской Республики, в двух часах езды от г. Степанакерта. Монастырь стоит на вершине горы Гандзасар (отсюда и название)—высокого холма величественно возвышающегося над историческим селением Ванк.

Название «Гандзасар» в переводе с армянского означает «гора сокровищ», что указывает на медные и серебряные рудники, которые находились недалеко от холма в средневековье. Однако, вне всякого сомнения, настоящим сокровищем горы Гандзасар, как и всей Страны Арцахской, является кафедральный Собор Св. Иоанна Крестителя (арм.: Սբ. Հովհաննես Մկրտչի կաթողիկե եկեղեցի) воздвигнутый в тринадцатом веке.

Собор представляет из себя большую крестовокупольную церковь. Кроме церковных построек, монастырь включает здание семинарии, приемную католикоса, трапезную, монашеские кельи, подсобные помещения и другие строения. По периметру, монастырь окружен высокой каменной стеной.

Собор Св. Иоанна Крестителя был заложен в 1216 г. Асаном Джалалом Вахтангяном—влиятельным армянским феодалом Хачена, самого значимого региона провинции Арцах. Асан Джалал называл себя «великим князем», «князем князей», «самодержцем» и «царем» (арм. թագավոր). В период правления Асана Джалала Вахтангяна Хаченское Княжество стала большим объединенным государством с территорией в 12-15 тысяч кв. километров и самой большой армией в Армении. Именно поэтому в научной литературе его часто именуют «Арцахским Царством». [1]

Родословная Асана Джалала берет начало от Арраншахиков—одного из самых древних аристократических фамилий в мировой истории, которые властвовали над восточными провинциями Армении начиная с периода античности, и история которых восходит к легендарному прародителю армян—Патриарху Хайку, внуку праведного Ноя.

В память о своем великом предке потомки Асан Джалала стали называть себя Асан-Джалалянами. Незадолго после мученической смерти Великого Князя в 1261 г., род Асан-Джалалянов разделился на две фамильные линии. Одна ветвь Асан-Джалалянов продолжила управлять провинцией Хачен в качестве владетельных князей. Другая же ветвь, клерикальная, возглавила Святой Престол Гандзасара Армянской Апостольской Церкви, передавая по родовой линии титул Католикоса Агванка—верховного патриарха восточных провинций Армении.

Первые упоминания о Монастыре Гандзасар восходят к 10-му веку. В своем церковном послании «О смуте в Доме Агванка», Католикос Всех Армян Анания Мокаци (патриаршествовал 946-968) пишет, что для того, чтобы разрешить теологический спор о природе Святой Троицы, он приказал «созвать собрание в провинции Хачен, при участии священников и родовой знати». [2] При перечислении приглашенных, Католикос Анания упоминает «Тер-Саргиса, монаха из Гандзасара». Тот же Тер-Саргис, который по всей видимости был важным церковным деятелем Армении, упомянут армянским историком второй половины тринадцатого века Степаносом Орбеляном в своем труде «История области Сисакан». [3]

Гандзасар разделил непростую судьбу армянского народа. В традиционном для армян календарном послесловии (арм. հիշատակարան) в конце рукописи датируемой 1417 г. настоятель монастыря выражает тревогу о том, что князья Хачена находятся «под влиянием неправедных людей» и заключает, что «поэтому страна армянская ослабла».

В течении своей истории, Гандзасар много раз подвергался нападениям со стороны иноземцев. Наиболее известная из осад была предпринята в начале тринадцатого века татаро-монгольскими захватчиками. В конце 18-го века Гандзасар был разграблен предводителем тюркских кочевников Ибрагим-Халилом Джеванширом, вторым по счету представителем династии так называемых «карабахских ханов». После захвата крепости Шуши в 1750-ые годы, Ибрагим, также как и его отец Панах-Али, терроризировал братию Гандзасара. В 1786 г. Католикос Гандзасара Ованнес и его братья был схвачены по приказу Ибрагима и помещену в темницу, где Католикос Ованнес умер под пытками. Самая же недавняя атака на Гандзасар связана с агрессией Азербайджана против Нагорно-Карабахской Республики в начале 1990-ых.

Несмотря на войны и бедствия, армяне Арцаха всегда берегли Гандзасар как символ христианской веры и истории, и в минуты испытаний становились как один на защиту святыни страны Арцахской. Военную кампанию по изгнанию противника с территории Нагорно-Карабахской Респубики в 1992 г. армянские отряды самообороны начали именно с Гандзасара.

Гандзасар и автономные епархальные образования Армянской Апостольской Церкви

Армянская Апостольская Церковь остается основополагающим национальным духовным и культурно-историческим институтом Армении и всего армянского народа. Церковь создала национальный алфавит, в 406 г., и перевела на армянский язык Священное Писание. Церковь оставалась символом веры и национального единства во времена ослабления армянской государственности в средние века.

Главой Армянской Апостольской Церкви и вселенским духовным пастырем армян мира является Католикос Всех Армян. Его традиционная резиденция, Верховный Престол Св. Эчмиадзина, находится в центральной части г. Вагаршапат (15 км к западу от Еревана). Св. Эчмиадзин, часто называемый «армянским Ватиканом», представляет из себя обширный церковный комплекс с семинариями, соборами и монастырями.

До 1836 г. Монастырь Гандзасар был центром Агванкского—самой восточной исторической епархией Армянской Апостольской Церкви. Агванкский Католикосат стал также именоваться «Святым Престолом Гандзасара» после того как в 14-ом веке его резиденция была переведена из Монастыря Амарас, на юго-востоке Арцаха, в Гандзасар.

Сложно переоценить значимость Святого Престола Гандзасара в истории Армении и Закавказья. В этой связи, особенно выделяются два исторических периода, когда роль Гандзасара была особенно велика. В 14-ом веке, когда Армянское Киликийское Царство—средневековое армянское государство на побережье Средиземного Моря было завоевано Султанатом Египта, рассматривалась возможность перевода Верховного Престола Армянской Апостольской Церкви из киликийкого города Сис в Гандзасар, однако этого не произошло по причине внутрицерковных разногласий. В начале 18-го века, когда влияние Гандзасара возросло в связи с деятельностью Католикоса Есаи Асан-Джалаляна, Святой Престол Гандзасара рассматривался Россией и европейскими державами в качестве единственного легитимного политического и духовного центра Армении. [4] Верховный Престол Эчмиадзина, находящийся в это время на территории котролируемой Персией, старался не вмешиваться в политику дабы не раздражать имперские власти в Исфагане.

В отличие от большинства других подразделений Армянской Апостольской Церкви, Святой Престол Гандзасара имеет уходящую вглубь веков традицию автономии в пределах церкви. Отчасти, это следствие того, что Арцах и соседняя область Утик, известные вместе как Восточный Край Армении (арм. Կողմանք Արևելից Հայոց), имели более древнюю историю самоуправления чем большинство других областей страны. Сказался и фактор феодальной раздробленности в средние века: отдельные армянские княжества старались поднять свой статус и расширить политическое влияние через контроль над территориальными подразделениями церкви, способствуя тем самым сохранению обособленности некоторых епархий.

Традиция автономии Святого Престола Гандзасара сходна со статусом других автономных епархий Армянской Апостольской Церкви: Католикосатом Киликии (основан в 1058 г.), Католикосатом Ахтамара (основан в 1113 г.), Митрополией Сюника (основана в 1286 г.), Патриархатом Иерусалима (основан в 1307 г.) и Патриархатом Константинополя (основан в 1461 г.).[5]

  • Святой Престол Киликии. Известен также как Великой Дом Киликийский и Католикосат Киликии. Располагался в разных местностях Киликии, исторической области на средиземноморском побережье Малой Азии (ныне в Турции), куда мигрировала значительная часть жителей Армении и армянской знати после нашествия турок-сельджуков в 11-ом веке. Наиболее значимой резиденцией Святого Престола Киликии являлся г. Сис—столица Киликийского Армянского Царства, существовавшего с 1078 до 1375. Долгое время в Киликии находилась резиденция Католикоса Всех Армян, которая была перенесена из Св. Эчмиадзина в Сис в 1292 г. Когда же резиденция католикоса переместилась обратно в Св. Эчмиадзин, в 1441 г., Святой Престол Киликии продолжал функционировать как особая епархальная единица церкви с удерживаемым статусом католикосата. Святой Престол Киликии продолжает действовать по сей день, являясь вторым по значимости и влиянию подразделением Армянской Апостольской Церкви. В 1930 г., после разгрома киликийского армянства во время геноцида, и через несколько лет после окончательного утверждения Турецкой Республики, Святой Престол Киликии был вынужден перенести свою резиденцию из Сиса в г. Антелиас в Ливане.
  • Ахтамарский Католикосат. Ахтамарский Католикосат являлся духовным центром армянской провинции Васпуракан и соседних территорий, с 1113 по 1895 год. Резиденцией ахтамарского Католикоса служил церковный комплекс Св. Креста на острове Ахтамар (озеро Ван, ныне в Турции). Хачатур III, который умер в 1895 г., считается последним Католикосом Ахтамара. Ахтамарский Католикосат был уничтожен в процессе геноцида армян во время первой мировой войны по приказу правительства Османской Империи.
  • Митрополия Сюника. Также известна под названием Святого Престола Сюника. Начиная с 10-го века, епархия Сюника являлась духовным центром армянской провинции Сюник, граничащей с провинцией Арцах с запада и тесно связанной с Арцахом исторически и культурно. Митрополия была официально создана в 1286 г. Резиденцией Митрополита Сюникского служил Монастырь Татев, находящийся примерно в 160 км к юго-западу от Гандзасара, на территории провинции Сюник в Республике Армения. В настоящее время Татев продолжает быть действующим монастырем Армянской Апостольской Церкви.
  • Константинопольский Патриархат. История Патриархата начинается с 1461 г., во времена правления турецкого Султана Мохамеда II, который создал предпосылки для создания Константинопольского Патриархата, придав особый статус eпископу Овакиму из Бурсы. Султан был заинтересован в создании автономного патриархата в столице своей империи так как центр армянской церкви, в Св. Эчмиадзине, формально располагался на территории контролируемой Персией—империей-соперником. Султан также был заинтересован в уменьшении влияния католикосатов Киликии и Ахтамара на армянских подданных своей растущей империи. Константинопольский Патриархат существует по сей день как интегральная часть Армянской Апостольской Церкви.
  • Иерусалимский Патриархат. История патриархата начинается в 1307 г., когда во время Сисского собора Ошин I, глава Киликийского Армянского Царства, и киликийский католикос Констандин III предприняли ряд действий воспринятых большей частью армянского духовенства как реформирование церкви в духе католицизма. Саргис, Епископ Иерусалимский, считая что доктринальная идентичность Армянской Апостольской Церкви находится в опасности, обратился к Султану Египта с просьбой разрешить его епископству действовать автономно от Католикоса Всех Армян. Иерусалимское Патриаршество, возникшее в 1311 г году существует и по сей день, как интегральная часть Армянской Апостольской Церкви.

Несмотря на относительную обособленность, все вышеперечисленные епархальные образования—как патриархаты, так и митрополии и отдельные католикосаты—признавали верховенство Католикоса Всех Армян. На сегодняшмий день все они интегрированы в структуру Армянской Апостольской Церкви.

Гандзасар и история обретения Мощей Св. Иоанна Крестителя

Голова Святого Иоанна Крестителя
Отрубленная царем Иродом голова святого Иоанна Крестителя является одной из самых почитаемых христианских реликвий, портрет работы итальянского художника Джованни Беллини (1430-1516).

Армяне, особенно армяне Нагорного Карабаха, верят что в Монастыре Гандзасар находится, или же, по крайне мере, находилась в прошлом, одна из самых почитаемых христианских реликвий—отрубленная царем Иродом голова Святого Иоанна Крестителя.

Повествование о том как голова Святого Иоанна оказалась в Стране Арцахской и в Гандзасаре можно найти в коллекции рукописей известных как «История Страны Агванк» принадлежащая перу армянского историка-арцахца Мовсеса Каганкатваци. «История Страны Агванк» Каганкатваци написана в 7-ом веке и дополнена в последующиe века (особенно в 10-ом веке, стараниями другого армянского автора—Мовсеса Дасхуранци). В «Истории …» отображаются события связанные с судьбой армянских провинций Арцах и Утик после раздела Армянского Царства между Персией и Византией в 387 г. н. э. и образования армянского государства Агванк, центр которого находился на территории современной Нагорно-Карабахской Республики.

Во многих редакциях «Истории Страны Агванк» можно найти приложение «О честной голове Иоанна Крестителя, и о том, как она была доставлена в гавар Арцах и помещена в святом Гандзасаре, где находится престол Агванка». [6] В приложении указано что в течении столетий голова Св. Иоанна переходила из рук в руки пока некий князь не выкупил реликвию и забрал ее с собой в Константинополь где «католики хотели похитить ее и увезти на Запад». Но князь, говорится в повествовании, взяв с собой голову, «убежал на север, в Иверию» (т.е. Грузию). В 1211, Асан Джалал Вахтангян отправляется в Грузию, к брату, у которого к тому времени находилась голова Св. Иоанна. Асан Джалал просит брата отдать ему реликвию, но получает отказ. Тогда он забирает голову силой и возвращается обратно в Арцах, в «родовую усыпальницу свою». Далее авторы «Истории …» пишут:

«И поместил он ее там и над ней построил удивительную и восхитительную кафедральную церковь во славу Бога Христа, и Крестителя Его—Святого Иоанна. А в день освящения церкви назвал ее именем Святого Иоанна. Здесь же, кроме того [находится] и законоучающая святая челюсть Григория Просветителя, и десница Святого Захария, отца Иоанна, и мощи Святого Пандалиона, великого мученика, и мощи других святых, которые исцеляют [больных] во славу Христа, Бога нашего, благословенного во веки веков».

То что легенда связывающая Св. Иоанна Крестителя с Гандзасаром имела значительный идеологический и политический вес подтверждается посланием гандзасарского Католикоса Петроса Хандзкеци (патриаршествовал в 1653-1675) русскому царю Алексею I Романову—отцу Петра Первого. В своем письме, датируемом 1672 г., Католикос Петрос старается подчеркнуть особую значимость Страны Арцахской, и других восточных провинций Армении на которые распространялась его духовная власть, используя тезис о нахождении в Гандзасаре множенства важных христианских реликвий:

«Царю коронованному Христом … от раба Господня, Петра, Католикоса Армянского, с молитвами Григория Великого Великой Армении. Я, патриарх Святого Престола в Гандзасаре, где хранятся святые мощи Св. Иоанна Крестителя, Григория Великого (Григория Просветителя), Св. Иосифа Аримафейского, и откуда мы воззываем к апостолам Христа и к Святому Духу хранить Ваш престол, град Москву, и все Ваше царство … » (Источник: George A. Bournoutian. Armenians and Russia, 1626-1796: A Documentary Record, Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, 2001, стр. 21; перевод с английского ARACS)

Гандзасар как политический центр средневековой Армении

Гандзасар является не только духовным но и важным политическим символом армянского народа. Данное обстоятельство было обусловленно постепеным расширением влияния Святого Престола Гандзасара в период Просвещения и статусом рода Асан-Джалалянов в лице которых объединялись функции владетельной аристократии и духовного предводительства армян Арцаха, Утика и Восточного Закавказья.

Святой Престол Гандзасара сыграл важную роль в зарождении армянского национально-освободительного движения на рубеже 17-го и 18-го веков. В 1703 г. армянские князья Страны Арцахской под руководством гандзасарского Католикоса Есаи Асан-Джалаляна (патриаршествовал в 1702-1728) посылают Петру Первому известное письменное воззвание, в котором просят русского царя помочь им в деле освобождения Армении от иноземного ига. [7] Подписавшие воззвание князья называют себя «владетельными аристократами и нахарарами Великой Армении». Католикос Есаи впоследствии взял на себя роль организатора освободительного движения, включая основание постоянной дипломатической миссии в России.

В 1711 г. Католикос Есаи и армянский патриот Исраэл Ори отправляются в Россию для того, чтобы встретиться с Петром Первым и в ходе персональной аудиенции заручиться поддержкой русского царя в случае возможной русской военной кампании в Закавказье. Исраэл Ори, однако, вскоре умирает от болезни, и Католикос Есаи берет на себя львиную долю отвественности в деле поддержания диалога с Санкт-Петербургом. В письме датированным 1718 г. Католикос Есаи сообщает русскому царю о возможности создания воинских соединений в 10-12-тысяч человек из армян Арцаха и обсуждает возможность оказания поддержки движения со стороны дружественной Грузии. [8]

Католикос Есаи также известен своими законодательными инициативами. В 1714 г. он приглашет знать, духовенство, военноначальников и сельских старшин Арцаха в свою резиденцию в Гандзасаре для обсуждения так называемой «Гандзасарской хартии», состоящей из 23 пунктов. [9] Армянский историк и писатель Раффи (1835-1888) отмечает, что среди князей Арцаха на собрании присутствовали: Григор Джалалян, князь Хачена; Овсеп Мелик-Абовян, князь Гюлистана; Есаи Мелик-Айказян, князь Джраберда; Аван II Аванян, князь Дизака; и Овсеп I Мелик-Шахназарян, князь Варанды. [10]

Политическое значение Гандзасара в эпоху Католикоса Есаи описывается и в кратком очерке подготовленном для российских властей архимандритом Минасом Тиграняном, настоятелем арцахского Монастыря Мецараницванк (Монастырь Св. Акоба) и соратником католикоса. Позже, Католикос Есаи возвел архимандрита Минаса в ранг архиепископа и направил его в Россию на правах постоянного представителя Армении. По результатам завершения свой секретной экспедиции в разные области Армении, Минас Тигранян пишет:

«Гандзасарский патриарх имеет под своей властью 900 сел, и это большие села, с 200, 300, 400 и более семейств. Путешествие от Гандзасара до Монастыря Эчмиадзин, где проживает другой патриарх, длится пять дней. Тот имеет и того больше сел под своим попечительством нежели Патриарх Есаи, однако Минас не знает точное их количество. Вместе же, под властью этих двух патриархов имеется до 200 тысяч семейств армян—торговцев и крестьян». (Источник: Bournoutian, George A. Armenians and Russia, 1626-1796: A Documentary Record. Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, 2001, стр. 86. Перевод с английского ARACS).

По причине неожиданной кончины Петра Первого в 1725 г., армянские войска Католикоса Есаи так и не получили обещанной помощи со стороны России. Однако, без всякой внешней поддержки, вооруженные силы Арцаха и соседней армянской провинции Сюник под руководством Католикоса Есаи и полководцев Давид-Бека, Сотника Авана и Мхитара Спарапета все же добились изгнания с армянских земель персидских и турецких захватчиков сроком на два десятилетия, а также подавили союзные племена закавказских тюрок-кочевников.

Католикос Есаи похоронен в притворе Собора Св. Иоанна Крестителя в Гандзасаре, недалеко от могильной плиты его великого предка и основателя собора Великого Князя Асана Джалала Вахтангяна. Надпись на его надробном камне гласит: «Это могила Есаи, армянского Католикоса Агванка, который [происходит] из рода [Асана] Джалала Долы.»

Гандзасар как центр богословия, культуры и науки

В дополнение к тому, что Гандзасар является шедевром архитектурного творчества, значимым религиозным символом и очагом национально-освободительного движения, монастырь также известен как центр искусства, теологии и науки (особенно юридической мысли) средневековой Армении.

Замок Агвен, располагавшийся в прошлом недалеко от монастыря, считается местом возникновения самого древнего из сохранившихся армянских конституционных указов—так называемых Канонов Агвена или Агвенской Конституции (арм. Սահմանք Կանոնական). Каноны были составлены в начале 5-го века по приказу армянского монарха Вачагана II Благочестивого, главы Агванкского Царства, и приняты по результатам Агвенского Собора—собрания знати и духовенства Агванка. Полному тексту Канонов посвящается одна из глав книги «История Страны Агванк» средневекового армянского историка-арцахца Мовсеса Каганкатваци. [11] В 7-ом веке, Католикос Всех Армян Овнан Одзнеци (патриаршествовал в 717-728 гг.) включил Каноны Агвена в компиллятивный сборник «Книга армянских законов» (арм. Կանոնագիրք Հայոց). [12] Один из рукописных экземляров Канонов Агвена находится в главном демонстрационном зале Матенадарана—ереванском Институте древних рукописей имени Св. Месропа Маштоца.

Гандзасар также считается местом, где были составлены первые полные Четьи-Минеи Армянской Апостольской Церкви (синаксарий; арм. Հայսմավուրկ; греч. Συναξάριον)—книга житий святых православной церкви, где повествования излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» (греч. Μηνιαίος—«месячный, одномесячный, длящийся месяц»). [13] По-армянски синаксарий называется Айсмавурк. Инициатором составления нового синаксария был сам Великий Князь Асан Джалал Вахтангян, основатель Собора Св. Иоанна. Автор «Истории Армении» Киракос Гандзакеци (1200-1271), историк и современник Асана Джалала, пишет что Великий Князь прекрасно разбирался в церковной догматике и литургии, и был глубоко верующим человеком. Составлять новый синаксарий Асан Джалал поручил архимандриту Тер-Исраэлу, ученику известного философа-арцахца Ванакана Вардапета (1181-1251). В дальнейшем, работу над синаксарием продолжил сам Киракос Гандзакеци. Гандзасарский синаксарий стал впоследствии известен как «Синаксарий Тер-Исраэла». Он был впервые издан массовым тиражом в Константинополе в 1834 г.

Местом где предположительно был написан первый армянский судебник также является Гандзасар и находящийся близ исторического поселка Атерк (в Верхнем Хачене) монастырь Дадиванк. Судебник был составлен Мъхитаром Гошем (1120-1213)—армянским мыслителем, литературным и общественным деятелем, богословом и священником. [14] Гош был уроженцем г. Гандзак (ныне Гянджа, в Азербайджанской Республике) и земляком историка Киракоса Гандзакеци. Гошу покровительствовали родственные Асану Джалалу князья Атерка. В средневековье и вплоть до 19-го века Судебник Мъхитаром Гоша находился в употребленнии не только на всей территории Армении и Киликийского Армянского Царства, но и в армянских колониях Польши, Крыма, Персии, Индии и других стран. Помимо Судебника Гошу принадлежит более десяти трудов, среди которых большую ценность представляют его «Басни».

В Гандзасаре долгое время функционировал большой скрипторий, где писались, воспроизводились и иллюстрировались манускрипты. В 13-ом веке в Гандзасаре было написано известное «Красное Евангелие Гандзасара»—большая рукописная книга на 313 страницах пергамента. На сегодняшний день, Евангелие находится в демонстрационном зале музея библиотеки Чикагского Университета (США). [15]


[1] Hewsen, Robert H. “The Kingdom of Artsakh”, in T. Samuelian & M. Stone, eds. Medieval Armenian Culture. Chico, CA, 1983

[2] Архимандрит Хачатур Дадян. Записки об «Истории Страны Агванк» Св. Эчмиадзина. Эчмиадзин, Арарат, 1896

[3] Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910

[4] Bournoutian, George A. Armenians and Russia, 1626-1796: A Documentary Record. Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, 2001, стр. 398-400

[5] Walker, Christopher J. Armenia and Karabagh: The Struggle for Unity. Minority Rights Group Publications, 1991, стр. 13.
См также: Hewsen, Robert H. Armenia: a Historical Atlas. Chicago, IL: University of Chicago Press, 2001, стр. 118-119

[6] Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Ереван, Матенадаран, 1984, стр. 174-176

[7] Bournoutian, George A. Armenians and Russia, 1626-1796: A Documentary Record. Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, 2001, стр. 40-42, 51-52

[8] Bournoutian, George A. Armenians and Russia, 1626-1796: A Documentary Record.Costa Mesa, CA: Mazda Publishers, 2001, стр. 89-90, 106

[9] Епископ Макар Бархударян. Тайны Карабаха. Тифлис, 1886 (Макар Бархударян издал Тайны Карабаха под псевдонимом Апрес Бекназарянц).
См. также: Даниелян, Эдуард. История Гандзасара. Издание теологического центра «Гандзасар», Ереван, 2005, стр. 222

[10] Раффи. Меликства Хамсы. Перевод с армянского Л. М. Казаряна, Издательство «Наири», Ереван, 1991

[11] Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Ереван, Матенадаран, 1984, книга Первая, гл. XXVI

[12] “John IV Of Odzun”; аrticle in Encyclopаеdia Britannica, 2009

[13] Авдалбекян, М. Հայսմավուրկ(Айсмавурк). Армянская Советская Энциклопедия, том 6, Ереван, Академия Наук Армянской ССР, 1980, стр. 202-203

[14] Mkhitar Gosh. The Lawcode, translated from Old Armenian by Robert W. Thomson. NJ: Rodopi, 2000

[15] Ким Бакши: «Что я узнал о Красном Евангелии». Ноев Ковчег, N 10 (133) Октябрь 2008 года.
См. также: Ким Бакши: «Слово «друг» говорят громко». Литературная Газета, N 29 (6181) 16 Июля 2008